Отчет о ВВП США за 1 квартал BEA окончательно запуталось в показателях

В своём третьем отчёте о ВВП за 1 квартал 2012 года Бюро экономического анализа (BEA) оставило ежегодные темпы внутреннего экономического роста США неизменными на уровне 1,88%, что всё же более чем на процент меньше темпов роста за 4-й квартал 2011 года. Эта редакция отчёта за прошлый месяц не столько отражает фактические ежемесячные изменения в экономике, сколько произошедшие за месяц изменения в понимании того, что произошло в предыдущем квартале.

Даже, несмотря на то, что итоговая цифра осталась без изменений, составляющие этого показателя несколько изменились: например, доля потребительских расходов (как на товары, так и на услуги) снизилась, по сравнению с данными предыдущего отчёта, а доля инвестиций в бизнес увеличилась. Однако самые большие изменения среди составляющих итогового показателя пришлись на внешнюю торговлю, где влияние экспорта и импорта значительно снизилось, при этом в значительной степени уравновесив друг друга. Кроме того, это сбалансированные изменения стали признаком общего спада практически во всех областях внешней торговли (номинальная стоимость экспорта снизилась на 0,74%, а импорт снизился на 1,15% по сравнению с данными предыдущих отчётов).

Другим важным итогом этой редакции стал вывод о том, что последний цикл создания запасов готовой продукции, похоже, окончательно завершился, поскольку рост товарно-материальных ценностей добавил к итоговому показателю скромные 0,10%, в то время как в четвёртом квартале 2011 года он повысил итоговое значение почти на два процента. В результате снижения роста производственных запасов итоговая цифра «товарооборота в сопоставимых ценах» по данным BEA улучшила среднегодовые темпы роста на 1,78% (что лучше, чем 1,16% в 4 квартале 2011 года).

Ранее мы уже высказывали критические замечания по поводу очевидно заниженных дефляторов, которые BEA использовало для того, чтобы привести «номинальные» значения цен к «сопоставимым» (напомним, что занижение значения дефлятора приводит к увеличению темпов роста в «сопоставимых ценах»). В этом отчёте BEA немного повысило значение дефляторов, что привело к изменению среднегодового темпа инфляции за первый квартал 2012 года, составляющему теперь 2,01% (по сравнению с 1,65% из предыдущего отчёта). Если бы с целью пересчёта «номинальных» значений использовался рассчитанный Бюро статистки труда (BLS) за тот же период времени ИПЦ для городских жителей с поправкой на сезонные изменения, то темпы роста экономики составили бы вялые 0,24% в годовом исчислении.

В отчёте также сообщается, что скорректированный располагаемый доход на душу населения вырос за квартал на мизерные 0,02% в годовом исчислении, хотя даже этот практически нулевой показатель стал улучшением по сравнению со снижением, о котором сообщалось ранее. Мы по-прежнему считаем беспочвенными ожидания выхода из кризиса в 2012 году без существенного увеличения располагаемого дохода населения.

Ниже представлены некоторые ключевые моменты этого отчёта:

— Доля потребительских расходов в итоговом показателе снова снизилась до 1,35%, (что немного ниже, чем 1,44%, указанный в предыдущем отчёте, и практически не отличается от 1,29% за 4 квартал 2011 года).

— Также снизилась доля потребительских услуг (до 0,39%).

— Доля частных инвестиций в основной капитал улучшилась до 0,74% (что выше, чем 0,61% из предыдущего отчёта).

— Но эта цифра была почти полностью снивелирована уменьшением доли производственных запасов (теперь это 0,10%, что более чем вполовину меньше 0,21%, о котором сообщалось ранее). Относительно нейтральный показатель роста производственных запасов может служить сигналом о том, что цикл роста производственных запасов, доля которого составляла почти две трети оптимистичного итогового показателя четвёртого квартала, сошёл на нет в течение всего двух кварталов, и производители прекратили складирование продукции в ожидании растущего спроса.

— Доля правительственных расходов в задержке роста ВВП в данной редакции отчёта выросла незначительно, составив -0,80%, что практически не отличается от -0,84% в 4 квартале 2011 года. Сокращение расходов одного только Министерства обороны снизило итоговый показатель на -0,46%, и ещё -0,32% пришлось на государственные и местные органы управления.

— Значительно снизилась доля экспорта в среднегодовых темпах роста, составив всего 0,58% (в отличие от 0,98%, указанных в предыдущем отчёте).

— Теперь сообщается, что импорт снизил темпы роста общеэкономического показателя на -0,48%, и это тоже существенно отличается от цифры -1,05%, указанной всего 28 дней тому назад. Согласно данному отчёту, в целом, внешнеторговая деятельность немного повысила итоговый показатель (увеличив среднегодовые темпы роста ВВП на 0,10%).

— Среднегодовой темп роста «продаж внутреннего продукта в сопоставимых ценах» повысился до 1,78%, но и это значение всё же на 1,38% ниже показателя +3,16%, указанного в третьем квартале 2011 года. Улучшение этого отчёта в значительной степени обусловлено продолжающимся снижением роста производственных запасов. Если эту цифру выразить в номинальной стоимости (без помощи дефляторов, которые вносят полный хаос в оценку производственных запасов), она будет отражать более слабое состояние экономики, чем то, что выражено итоговым показателем.

— Реальный располагаемый доход на душу населения за квартал вырос на 0,02% в годовом исчислении (приблизительно на $2 на человека в год: с $32 572 до $32 574 на человека), и всё же он по-прежнему остаётся ниже показателя 3-его квартала 2010 года.

Показатели с учётом внесённых изменений

Хотим напомнить, что классическое определение ВВП можно выразить следующим уравнением:

ВВП = конечное потребление + валовые частные инвестиции + государственные расходы + (экспорт — импорт)

или, выраженное привычными алгебраическими сокращениями:
ВВП = П + И + Г + (Э-М)

В новом отчёте значения этого уравнения (всего долларов, доля в общем объеме ВВП и доля в итоговом показателе роста ВВП) являются следующими:

Ежеквартальные изменения, отражающие долю различных компонентов в общем объёме ВВП, более наглядно представлены в следующей таблице. В данной таблице мы разделили компонент «П» на товары и услуги, компонент «И» — на инвестиции в основной капитал и производственные запасы, отделили экспорт от импорта и добавили строку ВЕА «Продажи внутреннего продукта в сопоставимых ценах»:

Выводы

Хотя итоговый показатель остался без изменений, детали отчёта свидетельствуют о том, что экономическая ситуация существенно изменилась:

— По всей видимости, цикл роста производственных запасов начал менять направление, поскольку производители понимают, что производственных запасов скопилось более чем достаточно, чтобы поддержать разочаровывающе низкий уровень потребительских расходов. Обычно такое происходит только тогда, когда объём производственных запасов действительно становится слишком большим, что приводит к снижению объёмов производства в следующих кварталах, поскольку производственные запасы снижаются до уровня, обусловленного фактическим объёмом продаж.

— Расходы Минобороны довольно быстро сокращаются, снижая среднегодовой темп роста ВВП почти на полпроцента. Это — обратная сторона выхода США из Ирака, и ситуация будет развиваться по мере выхода США из других театров военных действий.

— В этой редакции отчёта темпы роста внешней торговли значительно снизились по сравнению с оценкой всего месячной давности. Бюро экономического анализа в процессе оценки обычно рассчитывает показатели торговли в последнюю очередь, и понятно, что при такой последовательности оценки, итоговые показатели торговли существенно отличаются от показателей, рассчитанных торговыми экспертами BEA во время двух первых предварительных оценок. Хотя номинальные показатели торговли по-прежнему показывают ежеквартальный рост, фактические темпы роста составили лишь половину от ранее предполагавшейся величины, что свидетельствует о том, что состояние мировой экономики оказалось хуже, чем предполагали торговые эксперты BEA.

— Ставший теперь ещё слабее, рост потребительских расходов (какой бы он там не был) не имеет никакого отношения к росту материального благосостояния населения. По-прежнему остаётся непонятным, каким образом два дополнительных доллара на человека в год смогут обеспечить значительный продолжительный рост экономики. Любые приведённые данные о росте потребительских расходов не являются ни органичными, ни долговременными и, скорее всего, обусловлены федеральными студенческими кредитами и денежными потоками домовладельцев, повышенными рефинансированием или невозвратом ипотечных кредитов (намеренно или принудительно).

И наконец, те, кто был настроен цинично, могли отметить, что именно такой вид экономического отчёта и следовало ожидать от чиновников из Вашингтона в преддверии президентских выборов — ключевые показатели за 1 квартал 2012 года остались без значительных изменений и «сенсационных» комментариев. Долгосрочная научная достоверность результатов, полученных экономистами BEA, может зависеть только от того, насколько правильно они в конечном итоге сложили цифры. Ведь в случае с 1 кварталом 2008 года (первый реальный квартал «Великой рецессии» был ровно 4 года тому назад и тоже накануне президентских выборов) даже самый лёгкий намек на уже существующий тогда экономический спад (не говоря уже о полных масштабах этого спада) не был опубликован до июля 2009 года — намного позже того, как закончились выборы 2008 года. И именно по этой причине мы будем крайне удивлены, если предстоящая 27 июля редакция исторических показателей ВВП приведёт к потрясающим изменениям последних данных. Любые подобные потрясения вполне могут подождать редакции следующего года.

Источник: dailycapitalist.com

категория: Аналитика

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы комментировать.