Изучаем волновую теорию Эллиота, Часть 1

В этой серии статей мы собираемся объяснить рыночный анализ, основанный на волновой теории Эллиота. В следующих статьях серии (после того, как мы разберём основы), мы рассмотрим несколько способов использования этих инструментов, с помощью которых вы сами сможете получить прибыль.

Сначала я хочу кратко затронуть тему фундаментального анализа. Для меня, как для трейдера, наибольший интерес представляет технический анализ, по причинам, которые я скоро объясню. Однако, в отличие от многих технических аналитиков, я считаю, что фундаментальный анализ тоже важен. Я считаю, что он служит основой для интерпретации долговременных графиков и помогает понять вероятность и возможность тех или иных событий.

С другой стороны, некоторые фундаментальные аналитики, кажется, считают, что анализ рынка на основе графиков цен является своего рода «шаманством». Я думаю, это объясняется тем, что мы часто приписываем некие мистические свойства явлениям, которые мы не понимаем. Важно осознавать, что графики движения цен, сами по себе уже содержат всю коллективную информацию об акции или индексе.

Люди действуют на основе своих знаний или убеждений, поэтому разумно предположить, что люди покупают или продают ценные бумаги, исходя из того, что они знают и во что верят. Таким образом (и это является решающим доводом в пользу технического анализа) всё, что известно о данной ценной бумаге всем её держателям вместе взятым находит отражение на графике движения цен.

Когда инсайдер совершает сделку, это отражается на цене и оставляет подсказку, которую можно прочитать на графике. Когда огромный хедж-фонд получает какую-либо критически важную информацию (обычно задолго до того, как она становится достоянием общественности) и начинает покупать или продавать определённую акцию или товар, это действие оставляет свой след на графиках… и так далее. Таким образом, графики указывают направление движения.

И фундаментальные и технические аналитики преследуют одну и ту же цель: и те, и другие стремятся спрогнозировать будущее. Их методы, несмотря на внешние различия, довольно похожи во многих отношениях. Например, рассматривая Apple, фундаментальный аналитик может попытаться спрогнозировать количество проданных iPhones и iWidgets в следующем квартале, и как это повлияет на прибыль, показатели роста и т.д.

После этого, принимая во внимание все свои расчёты, он составляет прогноз относительно перспектив компании — большей частью основанный на том, что имело место в прошлом. Затем он переводит этот прогноз в формулу, нацеленную на достижение определённой стоимости акций, которая также основана на том, что уже происходило в прошлом.

Технический аналитик делает то же самое, за исключением того, что он смотрит сразу на графики (которые, как мы только что выяснили, уже содержат всю коллективную информацию) и обходится без посредника. Он ищет модели, которые несут в себе определённую информацию, например: если цена выросла на X долларов, и после этого упала на X процентов, сформировав при этом определённую модель, то как рынок обычно вёл себя в таких ситуациях в прошлом?

Обе формы анализа основаны на прошлом поведении рынка и вероятности повторения этого в будущем – они просто получают результаты разными способами.

Слабым звеном фундаментального анализа является существование огромного количества переменных, которые аналитик просто не может предвидеть. Давайте для примера рассмотрим ситуацию 2007-2008 годов. Многие акции выглядели прекрасно, и прогнозируемая прибыль выглядела прекрасно, и их перспективы были настолько безоблачными, что не возникало никаких сомнений — и, тем не менее, котировки акций рухнули, и это было эффектное зрелище. В сентябре 2008 года кого-нибудь заботило, сколько виджетов та или иная компания предположительно продаст в четвёртом квартале текущего года?

Некоторые фундаментальные аналитики тогда увидели, что происходит, остальные — нет. Аналогичным образом, некоторые технические аналитики увидели, что происходит, а остальные — нет. Но вероятность обвала котировок можно было обнаружить на графиках движения цен задолго до этого — не нужно было даже включать телевизор, чтобы заранее увидеть к чему всё идёт.

Большое преимущество технического анализа: мы, технические аналитики, могли открывать сделки с учётом обвала котировок, в режиме реального времени, по мере развития событий. Фундаментальные аналитики знали, что «всё будет плохо», но этот вид анализа был просто неспособен просчитать поведение рынка с необходимой точностью. Вот почему большинство фундаментальных аналитиков даже не пытается просчитать поведение цен, разве что, только в общих чертах: их вид анализа плохо подходит для этого.

Теперь, когда мы определились в понятиях, давайте более подробно рассмотрим форму технического анализа, которая называется Волновая Теория Эллиотта.

На первый взгляд, волновая теория Эллиотта является уникальным способом понять, почему рынок ведёт себя именно так, а не иначе, и подробным инструментом, который позволяет нам прогнозировать будущее движение цен опираясь на обнаруженные на графиках повторяющиеся модели. Однако, у этой теории более глубокие корни.

По своей сути, волновая теория Эллиотта помогает нам понять нечто гораздо более значимое, чем поведение рынков: она помогает нам понять человеческую природу. В частности, модели, сформированные на ценовых графиках, являются прямым отражением знаний и, что более важно, настроений инвесторов. Как и большинство явлений в мире, настроения подвержены циклическим колебаниям.

Признаки этой цикличности можно наблюдать в выпусках новостей. На одной неделе можно увидеть, что газеты пестрят только радужными заголовками, так как настроения находятся в позитивной фазе цикла, и кажется, что все забыли обо всех проблемах:

«Оживление на рынке связано с выходом отчёта о занятости»

«Котировки растут: Греция обязуется ввести меры жёсткой экономии»

«Индекс Доу Джонса закрылся выше после того как Бернанке объявил, что покрасит свою бороду»

Спустя немного времени, создаётся впечатление, что все забыли, как «хорошо» было буквально несколько минут назад, и со всех сторон на нас обрушиваются только плохие новости:

«Ралли заглохло, рынок освистал новый отчёт о занятости, который полностью идентичен тому отчёту, которому аплодировали в прошлом месяце»

«Обвал котировок: Инвесторы не уверены, что они до конца понимают, что такое режим жёсткой экономии»

«Доу Джонс переживает самое большое в истории суточное падение, выяснилось, что он боится змей»

Я уверен, вы заметили, что даже одна и та же новость сегодня может восприниматься позитивно, а завтра — негативно, подтверждая высказанное мной утверждение о том, что настроения цикличны. В действительности, за исключением аномально редких случаев, новости не влияют непосредственно на рынок — они просто сообщают, как рынок отреагировал на то или иное событие, и пытаются как-то это объяснить. В противном случае, хорошие новости всегда бы приводили к росту цен, а плохие новости всегда бы приводили к падению. Но, как вы наверняка заметили, это совсем не так.

Другая проблема, связанная с новостями, заключается в том, что если веская причина для движения цен действительно есть, о ней всегда становится известно слишком поздно, чтобы эту информацию можно было как-то использовать.

Если вы всё-таки настроены любой ценой найти объяснение тому, почему рынок вёл себя тем или иным образом в определённый день, то просто посмотрите на цену закрытия, чтобы определить было ли настроение позитивным или негативным (вверх = хорошо; вниз = плохо), и после этого придумайте своё собственное случайное объяснение, как это и делается в новостях: «Крах на бирже: инвесторам стало известно, что Ты и Вы, это действительно два разных слова».

К счастью, нам не нужно обращать внимание на новости запаздывающих индикаторов, потому что эти циклы настроений часто оставляют подсказки, сообщающие нам об их наступлении и окончании. Этими подсказками являются ценовые модели. Как мы выяснили, все коллективная информация инвесторов отражается в цифрах графиков. Анализируя эту информацию при помощи волновой Теории Эллиотта, можно время от времени, заранее распознать и предвидеть настроения и циклы. А поскольку, настроения во многом определяют движение цен, мы затем сможем или:

1. Предугадать будущее движение цен, до того, как оно начнётся, или;
2. Достаточно точно определить вероятность того, что произойдёт, если цена или индекс пересечёт определённый ценовой порог.

Таким образом, движение цен на рынке является отражением человеческой природы. И здесь начинается самое интересное:

Являясь неотъемлемым свойством человеческой природы, это должно находить отражение во всех социальных проявлениях, будь то рынки, правительства, или что-то ещё. Как только вы раскрываете одно универсальное свойство человеческой природы, вы часто обнаруживаете, что оно проходит красной нитью и через другие виды деятельности человека.

Это одна из самых удивительных особенностей волновой теории Эллиотта: кажется, что модели встречаются не только на рынках, а и в подъёмах и падениях наций и даже целых цивилизаций (также, как приливы и отливы, и многие другие явления в окружающем нас мире). Я изучаю и применяю эту теорию уже много лет, и продолжаю изумляться её порой пугающе сверхъестественной способности предвидеть будущее.

Важно заметить, что волновая теория Эллиотта была выведена методом обратного тестирования. Еще в 1930-х годах Р.Н. Эллиотт изучал графики за десятки лет с различными таймфреймами и обнаружил, что есть определённые модели, которые повторяются на графиках во всех таймфреймах. Эти модели были фрактальной природы; другими словами, модели на минутном графике, соединённые вместе, образовывали подобные модели большего размера на часовом графике, которые в свою очередь образовывали подобные модели большего размера на дневном графике — и так далее. Он разработал свою волновую теорию, как попытку измерить и объяснить эти модели.

В следующей главе, мы изучим основные модели, которые формируют основу волновой теории Эллиотта, и рассмотрим некоторые прошлые и будущие прогнозы, сделанные на основе данной теории. На этом мы завершаем первую часть данной серии статей.

***

Теперь перейдём к графикам.

На кратковременных графиках всегда остаётся под вопросом следующее движение цены. В ту минуту, когда волна начинается, нужно быть очень внимательным, поскольку возможна сложная и непредсказуемая коррекция. Волны в этой позиции часто принимают странные формы.

Так например, недавняя ситуация раскрыла потенциал формирования треугольника. Эту модель можно было достаточно легко подтвердить или опровергнуть, так как торговля выше отметки 1328.49 позволила бы не рассматривать такой вариант. И наоборот, если цена будет прыгать вперёд-назад между двумя синими линиями, образующими треугольник, тогда мы сможем подтвердить эту модель.

Если цена преодолеет отметку 1328.49, то я с большей вероятностью буду рассматривать альтернативную модель. Эта альтернатива на графике представляется вполне логичной, и ею является модель «двойной зигзаг». Двойной зигзаг (в данном случае) состоит из двух трёхволновых повышений, соединённых трёхволновым снижением. Первое повышение обозначено как a-b-c и формирует (w), затем снижение (x), и второе повышение a-b-c, формирующее (y), при этом (y) является последней волной повышения.

График отображает повышение с 1292 до 1328, что может быть потенциальным a-b-c для (w), и снижение до 1294 (x). Если эти расчёты верны, то вчерашний максимум является пиком волны a, а снижение до отметки 1310 похоже на нижнюю точку волны b. И сейчас идёт формирование восходящей волны c. Первой целью при таком расчёте должна стать отметка 1338-1340, второй целью — отметка 1352-1355.

График отображает повышение с 1292 до 1328, что может быть потенциальным a-b-c для (w), и снижение до 1294 (x). Если эти расчёты верны, то вчерашний максимум является пиком волны a, а снижение до отметки 1310 похоже на нижнюю точку волны b. И сейчас идёт формирование восходящей волны c. Первой целью при таком расчёте должна стать отметка 1338-1340, второй целью — отметка 1352-1355.

Повторюсь, говорить о двойном зигзаге можно будет только в случае преодоления значения 1328.49.

Мои промежуточные ожидания того, что падение продолжится до отметок 1240-1260, по-прежнему остаются без изменений. Если быкам удастся отыграть ключевые уровни выше отметки 1375, мне придётся пересмотреть свою позицию.

На следующем графике видно, что медведи пересекли границу, подавая явный предупредительный сигнал. Верхняя панель индикатора отображает индекс относительной силы (RSI), и показывает, что снижение цен в этом месяце перешло на территорию медвежьего рынка. Можно увидеть, что начиная с марта 2009 года, когда была зафиксирована нижняя точка, такое происходило только однажды, во время «мини-краха» 2011 года.

Два других индикатора пока не подтвердили эту возможность, но если цены продолжат снижаться до отметок 1240-1260, то эти индикаторы почти однозначно подтвердят мою точку зрения, что рынок с большой долей вероятности ожидает смена тренда в среднесрочной перспективе, после чего последует значительное падение.

Это, конечно же, никоим образом не является решённым вопросом для медведей, но факты говорят в пользу этого.

В заключение: в начале мая, я говорил, что закрытие индекса S&P 500 ниже ключевого уровня 1380 окажет медведям значительную поддержку в продвижении вперед, и я предсказывал снижение до уровня 1300-1310. И так оно и вышло. Есть определённые уровни, которые могли бы заставить меня думать о повышении, но быки уже перестали за них бороться. Чем дольше рынок будет находиться в неопределённом состоянии, тем более опасным это будет для быков. Торгуйте расчётливо.

категория: Трейдинг

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы комментировать.