Финансовая дезинтеграция в Европе
В данной статье я привожу некоторые аналитические заметки, основанные на исследованиях DB Research, подразделения Deutsche Bank Group. Я обратил внимание на то, что Томас Майер, бывший главный экономист Deutsche Bank, больше не указан в качестве автора этих заметок. По сути, он оставил должность главного экономиста, и теперь числится как «старший экономический советник» банка. Мои догадки следующие: его аккуратно уволили, но продолжают выплачивать баланс по его контракту, и он занимается «академическими исследованиями».
Изначально я прислушивался к его комментариям, когда он заявлял, что является последователем австрийской школы, но дальнейшая проверка показала, что никакой он не «австриец». Возможно, теперь у него есть время, чтоб почитать что-нибудь из Людвига фон Мизеса.
Как бы то ни было, данные аналитические заметки представляют один из лучших взглядов представителей Германии на экономический кризис Еврозоны, и это важно знать. Заметка о финансовой дезинтеграции весьма интересна (и волнующа). Ведь, по идее, должна была иметь место интеграция, не так ли?
2 июля 2012 г.
Банковский надзор в Еврозоне: Какое именно решение было принято?!
Лидеры Еврозоны договорились к концу года представить предложения «единого механизма надзора». Они утверждают, что подобный механизм позволит ЕСМ (Европейскому стабилизационному механизму) проводить непосредственную рекапитализацию банков в зависимости от условий и программных решений. Министры финансов должны принять решение 9 июля.
Позитивным элементом решения является подтверждение связывающего звена между финансовой поддержкой и контролем. Также полезным является заявление саммита Евросоюза о сохранении – вне зависимости от того, как будет выглядеть «механизм» – единого рынка финансовых услуг.
Тем не менее, не совсем ясно, какое именно решение приняли лидеры. Они говорят о «механизме» при одновременном сохранении институционной формы. Также не совсем ясна роль ЕЦБ. Коммюнике одновременно ссылается на статью 127(6) Договора о функционировании Евросоюза, которая разрешает передачу определённых контролирующих полномочий ЕЦБ, и говорит о простом «вовлечении ЕЦБ». Это предполагает намного более ограниченную роль, чем установление аппарата банковского надзора над всей Еврозоной.
Таким образом, министры финансов должны решить несколько вопросов:
- Каким будет масштаб – все банки, или лишь международные?
- Какой будет компетенция – ежедневный надзор или надзор только в случаях, связанных с кризисом?
- Какой будет связь с ЕБА (Европейской бизнес-ассоциацией) и рынками вне Еврозоны (Лондон)
- Как можно примирить независимость ЕЦБ с необходимостью отчитываться перед надзорными органами?
Этих вопросов слишком много для 10 дней раздумий, но они слишком важны для очередных нечётких формулировок!
16 июля 2012 г.
Финансовая дезинтеграция в Европе
Совокупное воздействие государственных долгов и финансового кризиса проявляется в том, что межгосударственные связи внутри Евросоюза сейчас существенно слабее, чем несколько лет назад, что аннулирует большую часть прогресса, достигнутого до кризиса.
- Число претензий европейских банков к другим странам снизилось на 28% после пика в начале 2008 г.
- Число облигаций, выпускаемых зарубежными небанковскими организациями в других странах Евросоюза, снизилось с 5% от общего портфеля облигаций банков Еврозоны в 2007 г. до всего лишь 27% в конце 2011 г.
- Ассигнование зарубежными банками снизилось с 12.7% от общих активов банков стран «пятнадцатки» Евросоюза в 2007 г. до 7.5% в 2011 г.
- Внутринациональные фонды теперь составляют две трети финансов, используемых в операциях ЕЦБ, тогда как в 2007 г. они составляли 49%.
- В Германии рыночная доля зарубежных банков в кредитовании промышленности снизилась с 16.3% в конце 2008 г. до 11.7% сейчас.
Финансовая дезинтеграция в Евросоюзе является результатом действия рыночных факторов, а также влияния политических и контролирующих органов, и – по иронии судьбы – она происходит тогда, когда политики обсуждают создание Европейского банковского союза. От того, сможет ли Европейский банковский союз остановить дезинтеграцию, зависит будущее единого рынка финансовых услуг.
Европейский банковский союз: рискованная спешка ради быстрого решения проблем
Существуют противоречивые сообщения насчёт того, как быстро может быть создан предполагаемый банковский союз, при этом Германия справедливо подчёркивает то, что это сложный и, следовательно, среднесрочный проект. Однако существуют мнения о том, что желание видеть хоть какие-нибудь действия приведёт к искомому быстрому решению проблем.
Это решение может включать:
- Преподнесение немного модифицированных версий многоречивых законодательных предложений по реформе схем гарантий по депозитам как новых революционных инициатив; и
- Использование статьи 127(6) Договора о функционировании Евросоюза для передачи некоторых контролирующих полномочий ЕЦБ, таких как, например, надзор за запасами капитала крупнейших институций.
Похоже, что, в конце концов, Евросоюз поддастся соблазну быстрых решений вместо того, чтоб разработать хорошо продуманные схемы. Это досадно: банковский союз необходим, но при условии существования устойчивой институционной базы, которая сможет сохранить единый финансовый рынок, финансовую стабильность и евро.
Евросоюз потратил не один десяток лет на попытки создания адекватной системы финансового надзора, поэтому сейчас нет причин для спешки. В частности, странам-членам Евросоюза следует подумать дважды, перед тем как предоставить ЕЦБ ещё больше полномочий лишь потому, что Договор о функционировании Евросоюза предлагает такой вариант, а другие альтернативы слишком сложные.
ЕЦБ рискует не только столкнуться с потенциальным противоречием полномочий и подорвать репутацию, но, как центральный банк и де-факто орган макропруденциального надзора, будет торговцем, полицейским и судьёй в одном лице. А это нежелательно, особенно когда мы стоим перед задачей установления достаточной демократической подотчётности для независимого центрального банка, обладающего контролирующими полномочиями.
Источник: dailycapitalist.com
категория: Аналитика