Мрачная правда о том, что в действительности происходит на фондовых рынках
С разрешения автора, мы представляем нашим читателям отрывок из книги Скотта Паттерсона (автора бестселлера «Кванты») «Тёмные пулы: высокочастотный трейдинг, биржевые роботы и угроза мировой финансовой системе» («Dark Pools: High-Speed Traders, AI Bandits, and the Threat to the Global Financial System»).
В начале 2009 года Хайм Бодек, наконец, нашёл разгадку проблемы, которая преследовала «Трейдинговые машины» – высокочастотную трейдерскую фирму, в запуске которой он принимал участие в 2007 году. Бывший инвестор Goldman Sachs и UBS посетил вечеринку в Нью-Йорке, которую спонсировала компьютерная трейдинговая площадка. На протяжении нескольких месяцев он вёл споры с представителями этой площадки о плохих сделках, быстро растущих ценах и комиссионных, которые истощали его фирму. Но это не дало практически никаких результатов.
На вечеринке он встретил представителя трейдинговой площадки и попытался найти ответы у него. Представитель спросил у Бодека, какие типы ордеров тот использует для покупки и продажи акций. Бодек ответил, что «Трейдинговые машины» использовали лимитные ордеры.
Представитель ухмыльнулся и сделал глоток своего напитка. «Их нельзя использовать», – сказал он Бодеку.
«Почему нет?»
«Вам следует использовать другие ордеры. У этих лимитных ордеров плохие перспективы».
«Но все их используют», – ответил Бодек с недоверием. – «Их использует Шваб».
«Я знаю. Но вы не должны их использовать».
Когда представитель начал рассказывать о недокументированных свойствах обработки лимитных ордеров компьютерами трейдинговой площадки, Бодек стал быстро набрасывать детальную схему работы ордера на салфетке. «Значит, в этом случае мы остаёмся ни с чем?» – сказал он, показывая салфетку парню из трейдинговой площадки.
«Да».
Он нарисовал ещё одну схему. «И в этом случае тоже?».
«Да».
«Вы хотите сказать, что мы в любом случае останемся ни с чем?»
«Да».
«Зачем вы мне это рассказываете?»
«Мы хотим, чтоб вы вернулись на правильный путь», – ответил представитель. – «Видите, в вашей программе нет ошибок».
У Бодека отвисла челюсть. Он подозревал, что внутри рынка происходит что-то, что препятствует его сделкам, что это не было программной ошибкой, но это были всего лишь смутные подозрения без каких-либо существенных доказательств.
«Я покажу вам, как это работает».
Представитель рассказал Бодеку, какие ордеры он должен использовать: ордеры, которыми не будут злоупотреблять так, как простыми лимитными ордерами; ордеры, которые – как показалось Бодеку – были придуманы специально для того, чтоб использовать сложные лазейки в рыночной системе. Ордеры, которые Бодек использовал раньше, были детскими игрушками, простыми описательными предложениями, отправляемыми биржевым площадкам, такими как: «Покупать до $20». Этот же новый тип ордеров состоял из сложных предложений с множеством условий, своей сложностью напоминающих стиль Фолкнера.
Однако конечный результат был простым. Инвесторы, и даже такие изощрённые фирмы, как «Трейдинговые машины», ежедневно покупали акции по цене, несколько превышающей ту цену, по которой они должны были бы их покупать, и продавали по несколько заниженной цене, при этом выплачивая миллиарды долларов комиссионных за «прибыль».
Ордеры особого типа, которые больше всего волновали Бодека, – те, о которых ему рассказал представитель трейдинговой площадки, – позволяли высокочастотным трейдерам использовать условия, которые остаются скрытыми в определённой точке цены впереди трейдерской очереди во время движения рынка, одновременно отталкивая других трейдеров назад. Даже если рынок будет колебаться вверх-вниз, ордер не будет двигаться. Он заблокирован и сокрыт. Это решает проблему перегруппировки и изменения направления движения. Тем временем, лимитные ордеры теряют свой приоритет в очереди из-за колебаний рынка, тогда как особые ордеры свой приоритет сохраняют.
Почему высокочастотные трейдерские фирмы могут хотеть делать это? Дело в комиссионных, которые ежегодно приносят высокочастотным ботам миллиарды долларов прибыли. Оставаясь скрытой впереди очереди во время колебаний рынка, фирма может использовать ордеры, которым будут выплачены комиссионные. Другие трейдеры не могут знать об этих ордерах. Их ордеры будут снова и снова наталкиваться на скрытые сделки, эффективно действующие в качестве ловушки, заставляющей другие фирмы сплачивать комиссионные.
Всё это очень сложно. Ордеры привязаны к определённой цене, например, $20.05, и скрыты от остальной части рынка до тех пор, пока акции не достигнут этой цены. Когда порядок ордеров в очереди меняется, возникает ловушка, и ордеры срабатывают. В некотором смысле, трейдинговая площадка создала тёмный пул внутри светлого.
«Если вы не делаете этого, вы проигрываете», – сказал представитель. Бодек был поражён и возмущён. На протяжении нескольких месяцев он жаловался на плохие результаты своего трейдинга, но до этого момента ему ничего не говорили о скрытых свойствах ордеров. Он был уверен, что всё это время они знали ответ на его вопросы. Но они не могли рассказать это всем, потому что, если каждый начнёт использовать скрытые ордеры, никто не будет применять лимитные ордеры, являющиеся пищей для нового типа ордеров.
Бодек почувствовал себя нехорошо. «Как вы можете делать это?» – сказал он.
Представитель засмеялся. «Если было бы по-другому, высокочастотные трейдеры не посылали бы нам свои ордеры», – ответил он.
Источник: zerohedge.com